Крупнейшие российские продуктовые сети в первом полугодии 2022 г. увеличили совокупную выручку на 26,5% до 3,75 трлн руб. (без учета НДС), следует из отчета аналитической компании Infoline.
Лидером рейтинга в сегменте сетей товаров повседневного спроса (FMCG) остается X5 Group (1,35 трлн руб., +18,8%). В топ-3 также находятся «Магнит» (1,11 трлн руб., +39%) и входящие в Mercury Retail Group «Бристоль» и «Красное & Белое». Последние увеличили выручку соответственно на 33,8% до 106,8 млрд руб. и на 31,5% до 327,2 млрд руб. Согласно отчету, «Вкусвилл» занял восьмое место, обогнав сеть «Окей».
Крупнейшим ритейлерам в целом удалось сохранить достаточно высокие темпы роста, но надо помнить, что во многом это было обеспечено преимущественно инфляционной составляющей, которая достигла пика в марте и апреле.
В том числе, произошло много случаев консолидации крупных игроков и уход небольших компаний с рынка: к примеру, в 2021 г. «Магнит» купил «Дикси», а «Лента» – сети Billa и «Семья» (а в этом году еще и «Утконос»). Кроме того, X5 Group стала владельцем 70% ритейлеров «Красный Яр» и «Слата», а также финской сети Prisma.
Среди ключевых трендов всего 2022 г. Аналитики отмечают: стремление россиян к экономии и снижение лояльности к иностранным брендам в условиях ухода их с российского рынка или сокращения операций ряда международных поставщиков. Все это привело к ускорению роста продаж собственных торговых марок сетей (СТМ), доля которых по итогам года вырастет на 1,8 п. п. до 9,5%.
Во второй половине 2022 г. Ожидается снижение темпов роста инфляции. При этом, крупнейшие сети продолжат делать ставку на малые форматы и жесткие дискаунтеры. Гипермаркеты и супермаркеты же в условиях снижения доходов населения и сокращения трафика в торговых центрах будут испытывать сложности. Менеджмент «Ашана», несмотря на увеличение выручки на 4,8% в первом полугодии, прогнозирует окончание года с убытками, причем во II квартале рост «Метро кэш энд кэрри» и «Ашана» резко замедлился. Аналитики также считают, что по итогам года «Метро» обгонит «Вкусвилл», который в рамках омниканальной модели ускорил развитие сети дарксторов и по итогам II квартала стал лидером по объему онлайн-продаж продовольственных товаров.
Представитель X5 Group заявил, что в компании не делают прогнозов на конец года. Но, по его словам, компания ускорит развитие сети жестких дискаунтеров «Чижик» – до конца года их откроется 400 вместо ранее запланированных 300, а доля СТМ в их ассортименте дорастет до 50%..