Динамика изменения спроса на аренду и покупку офисов – один из ключевых вопросов, которые заботят сейчас владельцев офисной недвижимости.
Перевод сотрудников на удалённый формат и закономерный вопрос: а возвращать ли и сэкономить на объеме площади офиса?
Проанализировав свою работу в последние 3 месяца, специалисты Asset group, сделали следующие выводы: Спрос на офисные площади сейчас действительно сократился, но не прекратился полностью. И снижение в общем объёме не будет критичным, либо сильно существенным для рынка.
Что же сейчас происходит со спросом на офисные площади?
Те компании, которые вынуждены переезжать, ввиду отсутствия комфортных (или их невозможности) льгот на период пандемии от владельцев помещений или при отсутствии гос.поддержки бизнеса – ищут новые для себя площади, исходя из текущих реалий, объема сотрудников, плана будущего развития.
Поиском также озадачены те, кто принял «новую реальность» и распределил сотрудников между офисом и удаленным форматом – сильнее, чем многие. И если для управления процессами и их эффективностью у компании достаточно ресурсов, знаний, технологий – то с высокой вероятностью, они надолго уйдут в формат смешанного труда сотрудников. Такой объем компаний, которые надолго останутся с большим объёмом сотрудников на «удалёнке», – Asset group оценивает не более, чем в 20-30%.
Промежуточный между этими двумя вариантами – компании, которые в более длительной перспективе ищут для себя баланс между офисом и «удалёнкой». Эти компании будут тестировать, менять свои стратегии ещё несколько месяцев точно.
Эффект сплоченности для многих людей, которые сменили офис на дом в начале апреля – работает как стрессовая ситуация, в период которой сотрудники иногда не только не снижают качество своей работы, но даже дают лучшие показатели. Этот эффект позволил многим считать, что даже 80-70% компаний уже не вернутся в офисы!
Но стоит учесть, что мобилизация в период общей проблемы, с которой необходимо справляться совместными усилиями (да, но и не только для того, чтобы не потерять свою работу) – этот период имеет свой срок (часто короткий) и люди, уже сейчас, начинают выбирать где комфортнее работать: дома, в условиях отсутствия возможности нормальной самоорганизации, либо в офисе, имея пространство для работы и возможность смены обстановки, возможность прямого общения с коллегами.
При этом, арендодатели, за период апреля-июня, сформировали для себя спрос и сделки на офисные площади за счет продуманных акций и льготных предложений на период начала аренды и срока позже. В том числе, были предложения с арендными каникулами до 2 месяцев и далее льготной ставкой по стоимости 50% от общей стоимости на период еще 3-6 месяцев. Такие условия позволяют арендаторам прогнозировать своё развитие и восстанавливаться после ограничений.
Сейчас, в июне, подобные акции также сохраняются, но корректируются во времени, в зависимости от спроса и наличия площадей. Например, в бизнес-центре Орджоникидзе 11 стр.11, за период последний трех месяцев просмотры и сделки по небольшим помещениям, проводились еженедельно. И предложения офисов, включающие комфорт по платежам – выгоден для обоих сторон сделки. Предложения по другим офисным объектам Asset group придерживаются примерно такой же тенденции.