Год сильно изменил приоритеты и стал очень ёмким по изменениям почти всех имеющихся сделок и планов своего развития.
Новые реалии, отсутствие понимания как правильно действовать в условиях локдауна и неопределенность будущего - влияли на решения участников рынка. Стороны сосредоточились на оптимизации бизнеса, бизнес-процессов, детализации своего продукта и сервиса доставки, где она применима, стремительному развитию сектора on-line продаж.
Не всегда удавалось достичь взаимовыгодных соглашений. Огромные потери в сфере ресторанного бизнеса, сферы услуг, спортивных, образовательных учреждений. В том числе, были попытки поиска совместных финансовых и законодательных решений с государством. Это очень интересный год, но сложный.
*Что мы имеем в сфере площадей сейчас, спустя год, для помещений свободного назначения, торговых площадей в ТЦ, ТРЦ или формата street-retail?*
Немного статистики из открытых источников:
- За 2020 г. на центральных торговых улицах Москвы закрылось 208 заведений общественного питания, что на 35% превышает аналогичный показатель за 2019 г. В общей структуре закрытий доля ресторанов и кафе составила 46%.
- В 2020 году в России прекратили свою деятельность 515,5 тыс. коммерческих организаций, или каждая шестая компания в стране. Количество закрытых бизнесов в 2,4 раза превысило число вновь созданных — такое соотношение оказалось худшим как минимум за последние 18 лет.
- За год спрос на покупку торговых помещений снизился на 8%, интерес к их аренде - на 19%.
- Максимальным темпом вырос рынок e-commerce в России, а также прогнозируется еще средний рост на уровне 33,2% в год в течение ближайших 5 лет.
При этом, вышли новые игроки в сфере ритейла:
- «Чижик» - дискаунтер запустила X5 Retail Group,
- «Моя цена» - дискаунтер от «Магнит»,
- «Мята» - супермаркет в Санкт-Петербурге с прямым управлением от производителя своим ассортиментом,
- Green – продуктовая сеть в Санкт-Петербурге,
- «Дринкит» и «Донер42» от владельцев «Додо пиццы» и другие.
Учитывая, что покупатель теперь находится не в активных деловых районах города, а за городом или в спальных районах города, не создавая пешеходного трафика у станций метро и зон общественного транспорта – изменился спрос на помещения в составе жилых массивов, а также на центральных торговых улицах.
Идёт корректировка спроса по критериям для помещения: транспортной доступности для погрузки/разгрузки, возможность 24-часовой работы, локация жилого массива, технические потребности к помещению по сфере деятельности арендатора, вариативность по площади. Вывеска и первая линия – сейчас не в первом приоритете. Стабильность арендатора, качество сервиса, актуальность продукта, спрос покупателей – важно, что тянет за собой потребности арендатора.
Любые изменения – приводят к новым возможностям для разных участников рынка, да же если торговые площади и помещения свободного назначения – более универсальны, чем офисы.
Когда покупателю не нужно приходить в помещение – конкуренция уходит с точечных локаций, на более широкий уровень, в пространстве интернет ресурсов.
Основным вектором развития в сфере торговых площадей, ASSET GROUP считает смену спроса от street-retail и торговых павильонов в ТЦ – к помещениям свободного назначения, как более универсальный и гибкий формат. В том числе, будут изменения в работе Торговых центров.